Дактиль

Казахстанский литературный онлайн-журнал

Этостихотворение

по рождению

пригвождённая к этому миру

островерхим треугольником, —

горой, пирамидой, летящим в небо копьём —

ты открываешь дверь с этим знаком

(обычно — внутрь

чтобы не выпускать запахов)

и видишь ряды одинаковых загончиков, оснащённых фаянсовой посудой,

и — нередко — очередь.

ТЯГЛОВАЯ СИЛА

Это стихотворение написано по мотивам реального комментария реального мужчины, оставленного под постом про объективацию женщин.

Он написал:

Традиция переноски мужчинами тяжестей для удовлетворения желаний клиента является исторической практикой во всех культурах. Рассмотрение мужчины в качестве инструмента для переноски тяжестей — это объективация.

он идёт по тёмной улице

сжимая в потной от страха ладошке ключи

чтобы дать хоть какой-то отпор

если из подворотни появятся пятеро

И ЗАСТАВЯТ ТАСКАТЬ ТЯЖЕСТИ

впятером

он знает, что ключ — никакое не оружие

что ключ не поможет.

и что за сопротивление его изобьют — и до и после.

но металл в руке придаёт хоть какой-то уверенности.

он знает, что полиция потом ничего им не сделает

в полиции будут смеяться и говорить

не, ну ты сам виноват

надо было таскать

а что, ты молодой, с тебя не убудет,

не умер же от этого

и вообще, знал где ходить

и что ты делал там один на улице

надо было думать заранее.

и не шляться.

и если пойти в полицию

тогда все узнают и останется одна дорога —

в грузчики.

а о том, чтобы стать грузчиком

и таскать тяжести за деньги

даже думать нельзя никогда.

возможно, именно поэтому

фантазии о групповом перетаскивании пианино

с первого этажа на пятый

кажутся такими сладкими.

но об этом нельзя никому говорить,

можно только украдкой смотреть фильмы.

самому таскать следует только после свадьбы

и только для единственного человека.

ведь это высшее и основное предназначение,

это природа и биология.

и всё остальное неважно.

он знает, что есть специальные клубы,

куда приходят смотреть на красиво таскающих.

но приличные мужчины сидят дома

особенно по ночам

и таскают только свои тяжести.

уважающие себя мужчины

всегда выглядят так

будто всю ночь таскали

и всё равно готовы ещё.

очень важно выглядеть свежо и тяжестеспособно,

но не так потасканно, как грузчик.

важно соблюдать этот баланс.

тогда точно возьмут на работу.

вне зависимости от образования и квалификации.

и вот идёт он, очень тяжестетаскабельный,

по тёмной улице,

возвращаясь домой с работы

(там задержали)

ускоряет шаг,

оглядывается

и сжимает в потной ладошке ключи.

для уверенности.

О ПРИРОДЕ ВОИНА

Это стихотворение написано по мотивам реального комментария реального мужчины, оставленного под постом, где говорилось, что тело женщины — её территория.

Он написал:

Падшая женщина никогда не родит воина.

воин — молекула войны

воин — это желание убивать и

желание всего прочего

чем обычно занимаются воины

на оккупированной территории противника

чем больше воинов — тем война вероятнее

А если представить

что богатая и разнообразная

сексуальная жизнь

способствует рождению

мирного населения

то давайте же скорее ебаться

давайте скорее ебаться

ради мирного неба над головой

ради мирного неба над головой.

О ПРИЧИНАХ И СЛЕДСТВИЯХ

Это стихотворение написано по мотивам реального комментария реального мужчины, оставленного под постом про необходимость ужесточить наказание за изнасилование.

Он написал:

Да вам ведь только этого и надо — всех мужиков обвинить и посадить по ложным обвинениям. Что потом делать будете?

а зачем ты гулял ночью один?

сидел бы дома.

ещё и напился.

и кто теперь виноват?

думать надо было

раньше.

ты на себя посмотри —

тебе ведь этого хотелось.

на лице написано.

конечно, она к тебе

такому

подошла.

и обвинила в изнасиловании.

ничего, с тебя не убудет.

отсидишь и выйдешь.

подумаешь.

а чего ты хотел от пьяной женщины?

ты один поздно ночью идёшь по улице.

ещё и одет вот так вызывающе

на насильника похож

конечно, она и обвинила.

а нечего теперь.

раз мужчина ходит один

в таком виде

то его любая имеет право

обвинить

в изнасиловании.

и не надо тут плакать

что жизнь испорчена.

хорошие мужчины

дома сидят,

а не шляются.

любишь гулять по ночам —

сам отвечай за последствия.

все помнят, как ты год назад

был в похожей ситуации.

тогда тебе просто повезло.

потому что нечего заговаривать

с пьяной женщиной.

всем известно —

она сразу побежит

писать заявление.

им ведь от мужиков только это и надо.

ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Это стихотворение написано по мотивам реального комментария реального мужчины оставленного под постом про муниципальные выборы.

Он написал:

Женское чувственное восприятие реальности корень мировых проблем

Женщина! Это ты создала железо

Ты была так горяча, что железо возрождалось и текло

Железо стало оружием

Мы пытаемся избавиться от войны до сих пор,

Но никак не получается.

В том твоя вина, женщина!

Нельзя было быть такой чувственной и горячей.

Женщина! Это ты расщепила атом

Из любопытства —

Ты хотела просто посмотреть одним глазком.

Мы пытаемся справиться с последствиями ядерных взрывов,

Но никак не получается.

В том твоя вина, женщина!

Нельзя было быть такой чувственной и горячей.

Женщина! Это ты съела всю рыбу в мировом океане,

Ведь ты так любишь рыбу,

Что она сама плыла к тебе в рот, и уплыла туда вся

Мы пытаемся поймать больше рыбы,

Но никак не получается.

В том твоя вина, женщина!

Нельзя было быть такой чувственной и горячей.

Женщина! Это ты разлила нефть,

Когда кончила слишком сильно,

И вместе с тобой кончила сама земля, а с ней и вода.

Мы пытаемся избавиться от нефти до сих пор,

Но никак не получается.

В том твоя вина, женщина!

Нельзя было быть такой чувственной и горячей.

Женщина! Это из-за тебя тают льды,

Ты так горяча, что разогреваешь собой целую планету,

Воды волнуются и бурлят, когда ты купаешься в них.

Мы пытаемся остановить потепление,

Но никак не получается.

В том твоя вина, женщина!

Нельзя быть такой чувственной и горячей.

Женщина! Это ты родила всех людей мира,

Мы пытаемся избавиться от них,

Но никак не получается.

В том твоя вина, женщина!

Нельзя быть такой чувственной и горячей.

О ВОЗМОЖНОСТЯХ

Это стихотворение написано по мотивам реального комментария реального мужчины, оставленного под постом о репродуктивном давлении.

Он написал:

Феминизм уже не раз разрушал страны и целые цивилизации.

Была одна цивилизация.

Там строили:

золотые пирамиды,

древнее знание,

духовность,

и прочие артефакты.

Ничего не предвещало,

Но окропилась земля менструальной кровью, и женщины этой цивилизации

Шёпотом произнесли: вагина,

И со звоном осыпались золотые пирамиды,

Вагина! —

И развалилось древнее знание,

Вагина!! —

И пала духовность,

Вагина!!! —

И только поднятый упавшими обломками артефактов ветер колеблет волосы на небритых ногах свободных воительниц.

Так рухнула одна цивилизация.

МОЖЕМ ПОВТОРИТЬ

О СТАТУС-КВО

Это стихотворение написано по мотивам реального комментария реального мужчины, оставленного под постом про недопустимость сексуальных отношений между преподавателем и студенткой.

Он написал:

Лично мне status quo кажется менее мрачным, чем тоталитарное будущее с партсобраниями и этическими кодексами.

Вот стоит на улице мужчина,

А мимо него идёт незнакомая ему женщина.

Мужчина не трогает её тело,

Мужчина не говорит ничего ей вслед,

Мужчина ничего ей не предлагает,

Потому что знает — ей это было бы

Неприятно.

Он просто улыбается,

Она улыбается в ответ,

Им обоим становится хорошо.

В этом есть все признаки тоталитаризма,

Это так ужасно

Это так ужасно

Это настоящая тюрьма

Это мир, в котором невозможно жить

Ведь

Женщины должны бояться ходить по улицам,

Потому что на улицах есть мужчины,

Потому что а вдруг это любовь.

Вот он — свободный мир.

Вот мужчина на кафедре читает лекцию

А вот женщина сидит в зале и его слушает

Мужчина не рассматривает её как тело,

Он видит ум и способности,

Потому что именно

Затем они здесь собрались.

В этом есть все признаки тоталитаризма,

Это так ужасно

Это так ужасно

Это настоящая тюрьма

Это мир, в котором невозможно жить

Ведь

Студентки должны спать с преподавателем,

Потому что иначе их завалят на экзамене,

Потому что а вдруг это любовь.

Вот он — свободный мир.

Вот женщина управляет чем-то большим и сложным,

А вот мужчина, исполняющий её решения,

И он не обсуждает её внешность и возраст,

И он не говорит о её гениталиях,

Потому что уважает коллегу.

В этом есть все признаки тоталитаризма,

Это так ужасно

Это так ужасно

Это настоящая тюрьма

Это мир, в котором невозможно жить

Ведь

Руководительницы должны быть унижены,

Потому что они женщины,

Потому что а вдруг это любовь.

Вот он — свободный мир

Вот двое

Как равные

Хотят друг друга

И занимаются сексом для удовольствия.

Сексом для удовольствия, и

Они готовы остановиться,

Если кто-то из них решит,

Что надо остановиться.

Потому что они не хотят ранить друг друга.

В этом есть все признаки тоталитаризма,

Это так ужасно

Это так ужасно

Это настоящая тюрьма

Это мир, в котором невозможно жить

Ведь

Женщина должна чувствовать себя изнасилованной,

Потому что дело не в удовольствии, а во власти,

Потому что а вдруг это любовь.

И вот такой он — свободный мир.

О ДОКТРИНЕ

Это стихотворение написано по мотивам реального комментария реального мужчины, оставленного под постом с фоторепортажем о женском марше 8-го марта.

Он написал:

Феминизм это один из основных эллементов холодной войны

У центрального феминистского управления

Нет красной кнопки

Есть множество мягких красных пуль

Которые отливаются

Каждый месяц в женских телах

Они перековали себя в заводы

Страшного оружия

Одна такая пуля

Одним своим видом

Способна подорвать государственные устои

У центрального феминисткого управления

Нет центра

Сигнал передаётся от

спящей агентки к неспящей агентессе и дальше

Они ведут подрывную работу

Не имея заданий

Одна такая цепочка

Одним своим видом

Способна развалить страну

У центрального феминисткого управления

Нет управления

Его никто не возглавляет

Никто не отдаёт приказы

Они просто знают, понимаете?

Эта преступная деятельность

Эта агитация и пропаганда

Это диссидентство

Одним своим видом

Способно бросить тень на правительство

Центральное феминистское управление

Это идеологическое взрывное устройство

Это заговор

Это дремучая сила

Это сеть тайных каналов

питающихся из тёмных источников

это древний тентакль из глубокой воды

это бормотание вселенной

это кровяные тельца

это гул и биение

это топот котов

это стрекотание

это роса

это влага и быстрые пальцы

о детка детка твоя война совсем не холодная

да-да, твоя война совсем не холодная

она переливается тёплыми волнами

содрогается мнёт простыню

тебе так нравится?

о да, тебе так нравится

О СЛОВЕСНОСТИ (tw)

Это стихотворение написано по мотивам реального комментария реального мужчины, оставленного в дискуссии о поэтической премии.

Он произнёс:

«То, что она делает с человеком это стервозно. Я это воспринимаю как насилие. Да, люди могут совершать насилие, в том числе — в стихах. И также они могут это делать с чувством, что сейчас отымеют всех стихами. И она так сделала „Вагиной“».

Это слово пенетрирует твою плоть

Проникает в каждую пору

Душит

Говорит не дергайся сука

Говорит у меня так давно не было

Говорит с тебя не убудет

Говорит да ты сам хотел

Говорит ты шкура тебя нужно набить словами чтобы ты знал своё место чтобы распух от слов и чтобы слово созревало в тебе снова и снова и выходило с болью

Это слово оставляет синяки и внутри и снаружи

Каждой поры

Каждого волоса

Каждого зуба

Это слово держит тебя на цепи в подвале

Несколько лет

Чтобы ты был только его

У тебя два ведра не перепутай из одного ты пьёшь дай затяну потуже не смей кусаться сука

Слово вывозит тебя в лес

Слово отрубает части тела

С помощью которых ты мог бы сбежать

Ты просыпаешься ночью и видишь ничего

Ты просыпаешься ночью от звона цепи которой прикован к стене и видишь ничего

Ничего потому что это слово

Оставило тебя без

Ослепило тебя

Поглотило приняло в себя

И там внутри оставило без света, еды и воды

Потом слово насытилось и подарило тебя друзьям пустило по кругу ты не помнишь сколько было слов ещё они веселились им было весело им так хотелось а в самом конце слова просто тушили о тебя сигареты но ты этого уже не запомнил остались только гниющие раны теперь уже стыдные шрамы только длинные рукава только ночные пляжи

А ты не хотел не знал этого слова но оно настигло потому что на то была воля его ему так хотелось

Это слово отрубает тебе части тела но вместо отрубленной ты отращиваешь две

Шевелящийся в темноте шар из множества конечностей каждая рисует пальцем на стене солнышко дом и зайчика

Переполненный словами покрытый струпьями липкий от пота просыпаешься из кошмара чтобы попасть в другой кошмар и там тоже солнышко дом и зайчик

Ты носишь в теле своём следы нежеланных прикосновений слов и не можешь с ними расстаться

Они приходят к тебе без предупреждения даже когда ты больше не там ты больше не их ты больше не с ними

Ты видишь это слово идущим на встречу замираешь моргаешь нет показалось дыши дыши

Ты видишь это слово сидящим за соседним столиком сердце пропускает удар в глазах темнеет нет не оно дыши дыши

Это слово навсегда часть тебя ты мутировал сросся ты отрастил ты выносил ты выдавил ты сбросил

Ты

Жертва

Насилия

Словом

Вагина

Ты больше не будешь прежним никогда прежним не будешь больше

Ты

Жертва

Группового

Насилия

Поэмой

Под словом

Вагина.

Зоя Фалькова

Зоя Фалькова — поэтка, современная художница, родилась, живет и работает в Алматы. По образованию — архитектор, окончила Казахскую государственную архитектурно-строительную академию. Участница множества выставок и фестивалей современного искусства, в том числе — неофициальных павильонов Казахстана на 57-й и 58-й Венецианских биеннале. Выпускница Открытой литературной школы Алматы (семинар поэзии Павла Банникова) сезонов 2013-2014 и 2015-2016 гг. Финалистка Большого алматинского слэма 2017. Публиковалась в сборнике «Большая перемена» (ОЛША, 2014), поэтической газете «Ышшо Одын», на сайте «Полутона», в журнале «ЛиTERRAтура», альманахе «Литературная Алма-Ата», сборнике квир-поэзии «Под одной обложкой». Автор идеи и издательница «Иллюстрированного путеводителя по смыслам Алматы».