Дактиль

Казахстанский литературный онлайн-журнал

Ревакцинация сознания. Рецензия на пьесу Малики Илахуновой «Смена»

О чём эта пьеса (или, скорее, сценарий): происходит пандемия, а жизнь идёт своим чередом, многие не верят в самое страшное, говорят «журналисты раздули», другим некогда размышлять, надо деньги зарабатывать, а над городом вовсю гремит праздничный салют. Вот такая сука-жизнь. И другой жизни у нас для вас нет. Что в лоб, что по лбу. Не мытьём, так катаньем. Молчим, как рыбы об лёд… Нет, это, кажется, из другой оперы. А вообще, перечисление подобных сомнительных фольклорных максим можно продолжать и продолжать.

Но я вот о чём думала, пока читала текст. Подлость жизни многообразна и причудлива. Мало того, что она позволяет себе такую вот параллельную композицию «ковидный госпиталь» – «бытие обывателей», в ней ведь, в дряни такой, постоянно всё устаревает. Особенно быстро устаревают два явления почти противоположные – юмор и пафос.

Ну юмор тут не при делах (если не считать циничных медицинских шуток и несколько матов), а вот пафоса много. Да и как ему не быть, раз тема такая экзистенциальная: как люди умирают в ковидном госпитале и что с врачами происходит в это время.

А в какое, собственно, время? Судя по упоминаниям будущей Олимпиады и тотального карантина с проживанием медиков в отелях, год перед нами 2020. Казалось бы, ну и что?

А вот что. Сильные атмосферные сцены из быта ковидного госпиталя не то чтобы потеряли актуальность – конечно же, нет! Несмотря на вакцинацию, люди продолжают болеть и умирать, и для медиков, которые борются с короной, это передовая, и бесконечная лента страданий-умираний-выздоровлений-ампутаций-тромбов-морга и пр. продолжает раскручиваться дальше. А мы, обыватели (тут нет никакой отрицательной коннотации, кстати, просто – бытующие, обычные люди), уже привыкли. Ковид как медицинский факт стал частью жизни, ему выделили небольшой загон для тех, кто с ним вынужден сталкиваться (врачи, больные, журналисты, чиновники – вот кого, кстати, в пьесе не хватает, впрочем, для 2020 года это вроде и не так актуально ещё было?) А мы, повторяю, обыватели, ушли от обсуждения «надо или не надо носить маски», «почему ты не помыл руки», «обрызгай спиртом продукты из магазина» в другие темы и другие актуальности.

Так работает сука-жизнь. Всё мимолётно и проваливается в её бесконечные закрома вместе с лентами соцсетей и невыплаченными выплатами.

Актуальность сместилась, подобно поехавшей крыше. В 2021 году актуальны: виды вакцин, постковидные осложнения, постковидный синдром, разновидности штаммов, антиваксеры, протесты против паспортов вакцинации, запрет на работу невакцинированным, ревакцинация, вакцинация детей и беременных, «Игра в кальмара»… Даже Билл Гейтс отошёл немного в сторонку, спрятался под вышку и нервно курит там, прикрывая огонёк ладошкой – чтобы не заметили.

Грустен механизм устаревания.

Увы, но текст этот надо либо отложить в стол и поставить лет через много – вернуться методом ретро и оживить страшный момент эпохи, чтобы помнили и мотали на ус (хотя та же пандемия показала и показывает, что ни черта не работает эта схема – и помнят что-то не то, и мотают не на ус, а… на другой орган, в общем). Либо срочно написать вторую часть про год 2021, тоже поражающий воображение. Либо переделать в сценарий большого фильма, куда этот жёсткий очерк может войти как кровавая иллюстрация к теме «будни смерти». С рефлексией, конечно.

Но. Если совсем честно – чёрт с ним, с этим условным (возможно, только в моей голове) устареванием.

Такие пьесы и постановки нужны. Скрин бытия. Вот как было на самом деле.

Чтобы мы не молчали, как рыбы об лёд всеобщего невежества и пофигизма. Чтобы, чёрт возьми, шли строем на вакцинацию скрипя зубами, носили маски, не шлялись по барам, ресторанам и семейным торжествам. Берегли своего ближнего (а не только себя и свою тонкую душевную организацию).

Их нужно ставить и снимать, такие тексты, – и показывать всем и везде.

Ревакцинировать и ревакцинировать сознание. Тогда и бытие подтянется (я надеюсь).

А потом уже разбираться, что первично.

Лиля Калаус

Лиля Калаус — редактор, издатель, прозаик. Тексты и картины публиковались в литературных журналах и альманахах Казахстана, Узбекистана, России, Германии, США, Финляндии, Израиля, Канады.