птицы
послушно перелетают дорогу
над пешеходным переходом.
Ксения Рогожникова
Ксению Рогожникову постоянно что-то отвлекает, иначе как можно объяснить огромное количество воздуха в ее текстах. Жизнь, подумал я, когда прочел подборку стихов Рогожниковой на кофейном перекрестке. Это было первое прочтение. Вернувшись домой я прочел стихи еще раз. И вот что я думаю.
Посмотрите, как автор работает с расстоянием между строфами, отступлениями и самим временем. Про строфы и отступления, я думаю, не стоит говорить, потому что дыхание автора, несмотря на его глубину, достаточно спокойное, ровное, но вот о времени. Шел сороковой год, Георгий убивающий змея, полчаса в день, богородица, 2014, останавливаемся на красный — всему этому наименованию складываться в хрупкое сегодня.
Что делает Ксения с хрупкостью? Наносит на эту самую хрупкость слой серебра. В науке этот процесс называется серебрением. Можно сказать, что поэтика Ксении Рогожниковой основана на отражении происходящего, но это не зеркало Тарковского и не зеркало чудесной Алисы, а зеркало заднего вида в автомобиле. Оно необходимо в процессе движения, а именно — видеть происходящее сзади. Это очень близко к словам горло прочистить, дыханье укрепить.
Немного погуглил. До 1911 года водители пользовались обычными карманными зеркальцами, чему послужил соответствующий совет из книги «The woman and the Car» 1906 года.
Зеркало-время. Именно так называется свежая подборка стихов Ксении Рогожниковой (Земсковой) в 38-м номере журнала «Дактиль». Почему я вообще захотел написать об этой подборке, так это потому, что стихи действительно свежие, можно даже сказать актуальные, но не в плане «страшного дыма», а в плане зрения.
В этих текстах я увидел «не воплощение тезиса о том, что поэзия — это совершенная медитация», как выразился Иван Полторацкий в журнале «ЛиTERRAтура», а воплощение поэзии вообще. Да, медитация — это часть поэтики Ксении, но к счастью, это лишь кусок того, что открывает нам зрение автора.
Полчаса в день.