Алёна Бударина

261

Ансар пожимает плечами

Асар, 40 лет — хозяин магазина

Галия, 38 лет — жена Ансара

Расул, 35 лет — сотрудник ТЦ 

Рита, 38 лет — сотрудница ТЦ

Стас, 20 лет — новенький 

Диляра, 26 лет — тоже из ТЦ, мать-одиночка

Начальник, 42 года — типа большой начальник

Охранник

 

Акт 1

 

Сцена 1

 

Крыльцо маленького семейного магазина. Вывеска с зелёным хмелем и жёлтой надписью «Азық-түлік / Продукты». На ступеньках перед магазином сидит Ансар. Из магазина выходит Галия, отряхивается.

 

Галия. Печенье пересчитала. Половина сухая совсем, переложила вперёд. Надо быстрее продать. Не было печали, конечно, ещё и просрочку её разгребать.

Ансар. Она же не специально.

Галия. Технически — специально. Чтобы был диабет, надо постараться. А кома сахарная — так вообще…

Ансар. Заткнись.

Галия. Что?

Ансар. Замолчи. И так тошно.

Галия. Тошно? Да это мне тошно разгребать всё это. Там недостача уже на пятьдесят тысяч тенге, а мы ещё и треть не пересчитали. И я тебе ещё раз говорю: я не брошу свою работу, чтобы встречать старость вот так, на крыльце. Ищи сотрудницу.

Ансар. Я сам буду работать.

Галия. Ты считать не умеешь.

Ансар. Калькулятор есть.

Галия. Нужна женщина. Женщинам доверия больше.

Ансар. Разберусь.

Галия. Разберётся он…

 

Галия заходит обратно в магазин. К магазину подходит Рита. 

 

Рита. Сәлеметсіз бе! Мадина здесь?

Ансар. Умерла она.

Рита. Ойбай! Как жаль, как жаль. Это ваш магазин теперь?

 

Ансар кивает.

 

Рита. Я денег ей должна.

Ансар. Оставьте себе.

Рита. Не могу, нехорошо так.

 

Протягивает деньги. Ансар не берёт. 

 

Рита. Самса есть?

Ансар. Откуда? Воскресенье же.

Рита. Воскресенье. И что делать думаете?

Ансар. Закажу завтра.

Рита. Нет, с магазином.

Ансар. Не знаю. Кому они нужны теперь с торговым центром. Цены мы не удержим.

Рита. Нужны-нужны! Сраный торговый центр! Дойди до него ещё. Чтоб он сгорел!

Галия (из дверей). А ты что ль не там столы моешь?

Рита. Ну мою. Я пошла. Заберите деньги. 

 

Протягивает Ансару ещё раз, в этот раз Ансар забирает. Галия подходит, берёт у него деньги.

 

Галия. Видел, руки какие? Ногти грязные. 

Ансар. Я не заметил.

Галия. Ничего ты не замечаешь. Видел бы ты её в школе. Обо всех ноги вытирала. 

Ансар. И об тебя?

Галия. Ой, да что ты знаешь. Иди мороженое пересчитывай.

 

Ансар входит в магазин, Галия садится на его место на ступеньках, на картонную упаковку из-под яиц. Выпрямляет спину. Глубоко вдыхает, выдыхает через рот.

Раздаётся кошачий писк. Галия замолкает, прислушивается. Писк повторяется. Она идёт на звук. 

 

Галия (в темноту угла). Да ты лапусечка! Сладенький пирожочек! Булечка.

 

Возвращается на крыльцо с котёнком на руках, заходит в магазин, выносит корм в пакетике, накладывает ему на крыльце, смотрит, как он ест. Выходит Ансар.  

 

Ансар. Это чё?

Галия. Котик. 

Ансар. И чего ты его притащила? У меня аллергия, сейчас чихать начну. 

Галия. Аптека за углом.

Ансар. А?

Галия. Антигистаминные. Деньги в кассе.

Ансар. Домой мы его не понесём.

Галия. Ты не понесёшь.

Ансар. Никаких кошек в моём доме!

Галия. Ответь мне на вопрос, пожалуйста: когда меня отдали замуж за тебя, перспективного казаха, и я детей хотела, что вы мне с матерью сказали? 

Ансар. Что сначала я должен доучиться и работу найти нормальную.

Галия. А когда ты нормальную так и не нашёл, но хоть какая-то появилась?

Ансар. Потом мама заболела. Что б мы с ребёнком по больницам с ней таскались?

Галия. Мама заболела… А теперь мне 38 лет. Посмотри на меня. Хочешь сделать мне ребёнка? Думаешь, хоть кто-то теперь хочет сделать мне ребёнка?

Ансар.  Да успокойся ты.

Галия. Сам успокойся. Я беру домой этого кота. А ты, если такой аллергик, можешь ночевать в магазине. 

Ансар. Ты договоришься…

 

Ансар разворачивается и заходит в магазин, Галия гладит котёнка.

 

Сцена 2

 

Вечер в торговом центре. Час пик прошёл, людей немного. Фуд-корт. Расул стоит в середине фуд-корта, вокруг — столики с неубранным мусором. Он наклоняется и убирает, складывает в передвижную корзину. Рядом с ним стоит Стас, держит на одном пальце поднос, как баскетболисты мяч, крутит его и пытается держать над головой Расула, опуская и поднимая руку, когда тот опускается и поднимается. У соседнего столика Рита смотрит на эту сцену и хохочет.

Входит Начальник, немного помятый на вид. Стас дёргается, поднос падает на Расула, тот ойкает, Рита делает вид, что убиралась и не отвлекалась. 

 

Начальник. Бездельничаем?

 

Все молчат, убираются. Начальник подходит к Стасу.

 

Начальник. Ты стажёр?

Стас. Я.

Начальник. Всё показали, рассказали?

Стас. Вроде да.

Начальник. Ну ок. Вопросы есть?

Стас. Чё по деньгам?

Начальник. Это не ко мне, это к директору. Или к бухгалтеру. Я тут чтобы жопы вам подтирать. Шучу. Чтобы следить, чтобы вы не вскрылись на работе. Шучу. Или не шучу. В общем, закорючку вот тут поставь в бумажке, рядом с именем.

 

Открывает папку, протягивает на подпись. 

 

Начальник. А чего, где красотка моя?

Рита. Диляра отпросилась: ребёнку нехорошо.

Начальник. Из зарплаты вычту! Шучу, шучу, пусть отработает потом. Эх, сердце красавицы склонно к измене… (Напевая под нос, идёт к выходу, смотрит на стол.) А чего стол грязный? Алё! Шустрее работаем! 

 

Уходит.

 

Расул (под нос). Урод.

Стас. Интересный типок. Он что, бухой?

Рита. Да кто его разберёт. Но я б тоже бухала, если б могла. Как тут не забухаешь.

Стас. А чего нет?

Рита. Я в завязке, нельзя мне. Капсула. Выпью и умру.

Стас. Так это ж…

Рита. Давай нет?

Стас. Что «давай нет»?

Рита. Давай ты не будешь говорить мне своё мнение, потому что мне плевать, и займёшься своей работой.

Расул. А что ты сам тут забыл? Почему ты в уборщики пошёл?

 

Рита отходит от них.

Стас и Расул продолжают собирать мусор, убирать столы.

 

Стас. С девушкой не поладили. Пришлось срочно съехать. Ну как съехать. Мозги вынесла, вещи в сумки запихнула и айда — в окно мне выкинула. Короче, деньги нужны срочно, эта вакансия первая, по которой отклик был. Квартиры стали стоить космос, я один не потяну даже однушку нормальную. А жить с кем-то… С ней круто было, а с чужими не хочу. И вот либо вообще из Алматы уезжать в Актау какой-нибудь, либо вот, подработка. График сменный, удобно. А ты чего? 

Расул. Если бы у меня девушка была и выгнала бы, я бы под её дверью сел и сидел, пока она обратно не пустит — измором бы взял. 

Рита (проходя мимо, Стасу). Ты с ним помягче, он у нас того.

Стас. Чего «того»?

Рита. Как аутист или как их. Приступы у него бывают. 

Расул. Я необычный. 

Рита. Необычный, ага. Короче, если странно себя вести будет, не удивляйся, но если люди вокруг, лучше его аккуратно в подсобку увести. Начальство в курсе, но провоцировать не надо. Мы тут все друг за друга. Хоть я вас всех и ненавижу.

 

Все смеются. 

Ей приходит сообщение.

 

Рита. Дилярка прислала адрес, сегодня все идём к ней отмечать.

Стас. Ты ж не пьёшь.

Рита. Это только по молодости, чтобы отмечать, алкоголь нужен.

Стас. А что отмечаем?

Рита. Она от мужика отделалась наконец.

 

Заканчивают убираться, идут к подсобке, собираются, говорят по ходу.

 

Стас. Погодь, а ребёнок? У неё же ребёнок болеет. 

Рита. Нет у неё никакого ребёнка. 

 

Стас смотрит на Расула, тот качает головой. 

 

Рита. Её мужик сильно запил после того, как его брат утонул. Они гуляли на берегу реки, пили и плавали через реку. Брат утонул. Этот мужик пытался его спасти. А друг не помогал. Он вышел и спросил друга, почему тот не помогал. Он сказал, что плавает плохо. И тот его избил. Бил в лицо, пока не устал. И запил. Всё, упал на дно бутылки. Диляра тянула его, сколько могла. И съехала с ребёнком. 

Стас. Так ребёнок есть! 

Рита. Есть, конечно. Мы тебя стебём.

 

Стас смотрит на Расула, тот кивает утвердительно и хихикает. 

 

Стас. Спасибо, конечно, уссаться, как смешно. Далеко идти?

Рита. Близко, на Алтынсарина.

Стас. Ладно, в магазин зайдём по дороге.

Рита. А тут тебе чего? Супермаркет под нами.

Стас. Не буду я в супермаркете покупать ничего. Я за поддержку малого бизнеса. Там будет по дороге.

 

Уходят с фуд-корта.

 

Сцена 3

 

В магазине Ансара и Галии.

Стас заходит в магазин, за прилавком — Ансар. 

 

Стас. Здравствуйте, можно мне… (осматривается) можно мне какого-то пива, короче, и что у вас ещё есть? Чипсы есть? И чипсы. И шоколадку какую-нибудь киньте — на свой вкус. Перевод можно?

 

Ансар показывает пальцем на бумажку с номером, приклеенную над прилавком. 

 

Стас. Ага, сейчас. 

 

Вводит номер. Переводит. Показывает Ансару экран телефона с переводом. Ансар кивает. Стас разворачивается уходить, но поворачивается назад.

 

Стас. Я увидел, у вас ногти накрашены. Круто выглядит. А не страшно? Я б тоже так хотел, но чё-то не знаю.

 

Ансар смотрит на свой маникюр и пожимает плечами.

 

Стас. Ну ладно, вечерочка.

 

Уходит. Из подсобки выходит Галия.

 

Галия. А ну, покажи руки.

 

Ансар поворачивается, прячет руки за спину.

 

Галия. Ты что, ногти накрасил?

 

Ансар показывает ей руку, его ногти накрашены ярко-красным лаком.

 

Галия. Ты больной?

Ансар. Сама ж сказала — в магазин нужна женщина. Ну я и стал думать: а чем вообще женщина как продавец отличается.

Галия. Тебя изобьют, всё украдут, и ты умрёшь. А я останусь вдовой. Хорошо теперь хоть кот есть. 

 

Уходит в подсобку.

 

Сцена 4

 

Кухня Диляры. Маленькая и неуютная, не обжитая. За столом сидит Расул, у окна в открытую форточку курит Стас. Долго молчат.



Стас. Слушай, а чё с тобой? Ну… (Показывает на голову.) О таком спрашивают вообще?

Расул. Это? (Делает гримасу, как будто пускает слюну и смотрит в одну точку.) Я не умственно отсталый. 

Стас. Я этого не говорил.

Расул. Я нормальный. Всё понимаю, только торможу иногда немного. Родовая травма. Когда мать рожала, меня из неё за голову щипцами вытянули. Вот, потрогай, тут вмятина.

 

Стас тянет руку к голове Расула, тот шлёпает его по руке.


Расул. Нет там ничего. Повёлся? А я прокатываю на этом. Что с такого, как я, спрос? Мне всё прощают. На таких не обижаются.

Стас. Как-то…

Расул. Что? Нехорошо? А кто сказал, что я должен быть хорошим человеком? Думаешь, мне легко?

Стас. Не думаю.

Расул. Вот ты хороший человек?

Стас. А кто решает?

Расул. Ты решаешь.

Стас. Ну хороший.

Расул. А почему ты хороший?

Стас. Не знаю, потому что…

Расул. Будешь мне хорошие дела свои перечислять? А плохие будешь? Или ты прям никогда?

Стас. Да кто ж из нас…

Расул. Вот именно. Хороших людей нет.

 

Заходят Рита и Диляра.

 

Стас. Уснул?

Диляра. Да, уложили наконец. Снова читали «Валли». Уже наизусть знаю. Не хотел сегодня без Риты ложиться.

 

Диляра подходит к холодильнику, достаёт бутылку пива, протягивает Стасу, Стас отказывается.

 

Диляра. Ну ладно. А чего?

Стас. У меня диабет. Мне можно совсем чуть-чуть, и я уже его всё.

Диляра. Окей. Чай?

 

Стас кивает. Диляра наливает чай Стасу и Рите. Открывает пиво, говорит тост.

 

Диляра. Ну, за то, чтобы всем доставалось по заслугам.

Рита. Чтоб все мудаки сдохли!

 

Чокаются, пьют.

 

Стас. У нас тут с Расулом философский разговор, кого считать хорошим человеком. 

Рита. А кто решает?

Стас. Мы.

Рита. С фига ли загуляли? На то Бог есть — решать такие вопросы. Живи по Корану или по чему ты там живёшь — и помрёшь хорошим человеком. 

Стас. Так просто?

Диляра. А чего усложнять-то?

 

Диляра начинает потихоньку убирать посуду в раковину. Стас выкидывает сигарету, помогает ей.

 

Рита. Дай мне разум принять то, что я не в силах изменить, мужество — изменить то, что могу, и силы отличить одно от другого.

Стас. Библия?

Диляра. Анонимные алкоголики. 

Стас. Чего?

Диляра. Того. Не усложняй, говорит. 

Рита. Делай, что должно, и будь, что будет. Я домой. Поздно уже. (Обнимает Диляру.) Спасибо, крошка, торт отпад. Стас, скажи? А, я забыла, ты ж того, диабетик. 

 

Уходит в коридор, Диляра за ней — провожать. 

 

Стас. Просто кладезь бесполезных поговорок. 

 

Закуривает.

 

Сцена 5

 

Поздняя ночь. Дома у Ансара и Галии. Галия спит в спальне, Ансар идёт в темноте по коридору, включает ночник. Встаёт напротив большого зеркала. На Ансаре тонкая женская ночнушка на узких бретельках. Он рассматривает себя в зеркало, трогает ткань, неловко крутится. Входит сонная Галия в старой растянутой футболке, щурится от света. Уходит обратно в спальню, выходит с ортопедической подушкой в руках. Начинает бить подушкой Ансара. 

 

Галия. Извращенец! Ты совсем кукушечкой поехал! Ты что творишь? Ты же казах! Где твоя честь?! Ты должен быть мужиком! Это моя ночнушка! 

Ансар. Да перестань ты! Перестань!

Галия (продолжая бить). Это моя ночнушка! Это моя квартира! Это моя грёбаная жизнь! А ты мой муж!

Ансар. Хватит! Это подушка с эффектом памяти, вдруг она запомнит!

 

Галия начинает смеяться, постепенно останавливается, сползает на пол, переходит на плач. Ансар снимает ночнушку, остаётся в семейных трусах. Садится рядом. 

 

Ансар. Мне просто интересно было.

 

Долго молчат. Галия перестаёт плакать, успокаивается.

 

Галия. И как?

Ансар. Что?

Галия. В ночнушке ходить.

Ансар. Интересно. Приятно. Болтается там всё, не прижимается, как в штанах.

Галия. Вот ты дурак, не? А если серьёзно?

Ансар. Погоди минутку. Я сейчас. Я всё решу.

 

Ансар уходит в комнату. Галия на коленях подползает к зеркалу, приближается к нему лицом близко-близко. Трогая лицо руками, рассматривает себя. Ансар возвращается с телефоном.

 

Ансар. Я всё решил.

Галия. Что ты решил?

Ансар. Я же знаю: ты развода хочешь. Мне все говорили, чтобы я у тебя всё забрал, но я не могу так. Написал арендаторам, чтобы они завтра съезжали с моей квартиры. Они съедут, я перееду, и ты спокойно жить будешь.

Галия. Ансар, я красивая?

Ансар. А?

Галия. Я вот смотрю на себя и думаю: осталось ли во мне хоть что-то от красоты? И было ли? А, Ансар?

Ансар. Конечно, красивая.

Галия. Тогда почему у меня нет детей, а мой муж переодевается в женщину, Ансар? Почему я такая несчастная?

Ансар. Как-то это не связано, не?

Галия. Ты понимаешь, что ты умрёшь?

Ансар. Сегодня?

Галия. Дурак. Гипотетически.

Ансар. Ну умру.

Галия. Тебе всё равно?

Ансар. Как-то да. Я не думаю об этом.

Галия. Как животное. Животные тоже не думают. Не осознают своей смертности. А я осознаю. И мне страшно. Не смерти, а что жизни-то и не было. Почему я не ношу эту сорочку? Она же красивая.

Ансар. Красивая.

Галия. А я сплю в старой футболке (показывает пальцем дырку в футболке). Ты замечал?

 

Ансар отрицательно качает головой.

 

Галия. Ты ничего не замечаешь. Ты серьёзно написал арендаторам выселяться?

Ансар. Ага.

Галия. С ума сошёл? Нет, ты с ума сошёл? Разве можно так с людьми? Да и мы ещё ничего не решили!

 

Галия берёт телефон, записывает голосовое. 

 

Галия. Добрый вечер. Доброй ночи. Это Галия, жена Ансара, хозяйка квартиры. Вы, пожалуйста, извините моего мужа. Мы поругались, он напился и глупости делает. Никуда вам съезжать не нужно, живите как жили. А дела теперь ведите со мной, хорошо? Ещё раз извините. Надеюсь, вы не успели перепугаться и получите всё уже утром. (Ансару) Идём спать. Завтра магазин открывать. И чур не я.

Галия, уходя, прикладывает указательный палец к носу. 

 

Сцена 6

 

Квартира Диляры. Кухня. На кухне Стас и Расул. Диляра проводила Риту и вернулась на кухню. 

 

Стас. Почему мелкий не может уснуть без Риты?

Диляра. Она мне вроде как… Вроде матери уже. 

Стас. Вот эта Рита?

Диляра. А Лёше как бабушка. Часто бывает у нас, возится с ним, он привык. 

Стас. А твои родители?

Диляра. У меня никого нет.

 

Диляре приходит сообщение. Она читает, начинает смеяться, почти беззвучно. Садится на стул. Стас и Расул пытаются понять, что происходит, Стас берёт у Диляры телефон, читает сообщение, показывает Расулу.

 

Расул. Я его убью.

 

Встаёт, идёт в коридор.

 

Стас. Диляр, успокойся. Мы всё решим. Можете у меня пожить пока.

 

Диляра смеётся.

Расул возвращается. 

 

Расул. Куда ехать?

Стас. Куда ты, блин, собрался? 

Расул. Я сейчас покажу ему, как людей по ночам выселять!

Стас. Кому ты что покажешь? Сядь! Ну или стой. Не мешай. Диляр, давай я ему позвоню?

Расул. Чего звонить? Ехать надо!

Стас. И что, ты его бить будешь?

Диляра. Расул, не надо никуда ехать. Вернее, езжай домой, я разберусь, я справлюсь. 

Расул (Стасу). Пойдём тогда? Такси вместе вызовем.

Стас. Я останусь пока, мне тут пешком недалеко.

 

Расул с вопросом смотрит на Диляру, она молчит.


Расул. Ну спокойной ночи тогда.

 

Расул уходит, Стас провожает его, закрывает за ним дверь, возвращается, садится рядом с Дилярой.

 

Стас. У меня однушка сейчас. Стрёмная, но отдельная. Я на кухне спать могу, а вы в комнате, всё ок.

Диляра. Я так устала. Как я устала. Я не вывожу. Не хочу больше решать, выбирать, не хочу, чтобы что-то менялось.

Стас. Так ведь не бывает.

Диляра. Можно хотя бы промежутки между событиями побольше? Я только устроилась, придумала, как мы будем тут жить. Что он больше пьяный ночью не завалится, что деньги не пропадут, что не надо бояться, что он…

 

Стас неловко обнимает её.  

 

Стас. Всё будет хорошо. Если со мной не хочешь, вы там поживите, а я найду, где перекантоваться.

 

Диляра поднимает голову. Их лица очень близко.

На телефон Диляры приходит сообщение. Она подносит телефон к уху, слушает.


Диляра. Хозяйка говорит, что можно не съезжать.

Стас. Капец событий за одну ночь. И что ты думаешь?

Диляра. Надо поспать. Ты…

Стас. Я пойду домой.

Диляра. Да?.. Да.

 

Встают, идут в коридор.

 

Акт 2

Сцена 1

 

Вечер. Магазин Галии и Ансара. Галия подсчитывает наличные деньги, сверяет с тетрадью. Выходит Ансар. На нём синее платье, парик каре. На ногах — туфли на невысоком каблуке, на лице — имиджевые очки с прозрачными стёклами. Губы накрашены тёмно-красной помадой. Он берёт с прилавка мужскую чёрную поясную сумку, надевает поверх платья на пояс. 

 

Ансар. Так можно сочетать?

Галия. Ты похож на мою учительницу по биологии.

Ансар. Я боялся, что ты скажешь, что я похож на свою мать.

Галия. Вот же! Ты похож на свою мать! Это что, её платье?

Ансар. Откуда мне ещё взять платье? Я что, пойду в женский отдел одежды, возьму там платье и пойду в примерочную?

Галия. Извращенец. Ты можешь закрыть магазин?

Ансар. А ты куда?

Галия. Я кассу свела, ты закрываешь. Осталось меньше получаса. (Достаёт из сумки ключи, кладёт на прилавок.) Я пошла. Смотри, чтоб в подоле не принёс.

 

Зло смеётся, уходит из магазина.

Ансар достаёт зеркальце, смотрит на себя, поправляет помаду, причёску. 

Открывается дверь, заходит Начальник, уже навеселе.

 


Начальник. Красавица, выпить есть?

 

Ансар показывает на холодильники с пивом. 

Начальник открывает холодильник, берёт бутылку, ставит на прилавок. 

 

Начальник. Кюар?

 

Ансар отрицательно качает головой, показывает на номер телефона для перевода.

 

Начальник. Немая, что ли?

 

Ансар показывает на горло, делает вид, что кашляет.

 

Начальник. А, болеешь. Ну, выздоравливай. (Смотрит в телефон, вбивает номер.) Догнаться надо перед работой. Ненавижу свою работу. А я ведь начальник. Не самый большой, но много людей в подчинении. Но всё равно бесит. Бесполезная трата времени. А ты тут вообще в четырёх стенах. Хоть на улицу выходишь?

 

Ансар кивает.

 

Начальник. Правильно, красавица, выходи. Пусть солнышко тебя целует. А то хочешь, и я поцелую? (Нагибается через прилавок, Ансар отшатывается.) Да шучу я. Но ты это, если работа нужна — приходи. В торговом центре не так уж плохо. А эта дыра всё равно загнётся. (Достаёт из кармана мятую визитку, кладёт на прилавок.) Всё, перевёл наконец. На. (Показывает Ансару экран телефона. Берёт пиво, открывает, пьёт. Уходит, продолжая пить на ходу.)

 

Ансар быстро выключает свет, выходит из магазина, закрывает ключом дверь.

Глубокий вдох. Долгий выдох.

 

Сцена 2

 

Торговый центр. Вечер того же дня. Фуд-корт. Диляра, Расул, Рита, Стас работают. Посетителей почти нет. Диляра убирает со стола. Останавливается, садится и смотрит в одну точку. Закрывает лицо руками. Это видят Расул и Рита. Расул подходит к Диляре, присаживается перед ней на корточки.

 

Расул. Диляр? Ди? Всё будет хорошо. Ты очень хорошая, а у хороших всё в итоге хорошо.

 

Диляра открывает лицо, улыбается. Гладит Расула по голове. 

 

Диляра. Спасибо, Расул. Я знаю. Я просто устала. Ты тоже очень хороший.

 

Подходит Рита.

 

Рита. Что случилось?


Диляра качает головой.

 

Рита. Расул, а ну, оставь нас. Давай, давай. Забери. (Протягивает ему поднос со стола.)

 

Расул берёт, уходит.

Рита присаживается на край стола, притягивает к себе голову Диляры, крепко прижимает, гладит. 

 

Диляра. Ну ладно, ладно.

Рита. Не ладно ещё.

 

Продолжает гладить, не отпускает.

 

Диляра. Нет, правда, я в порядке.

Рита (отпуская). Точно?

Диляра. Точно, я успокоилась.

Рита. Тогда, девочка моя, собралась и пошла дальше. Всё. Пожалела себя и снова стала сильной, да?

 

Диляра кивает.


Рита. Развела тут. И с Расулом пожёстче, он на тебя слюни пускает. 

Диляра. Что ты говоришь такое? Он просто добрый.

Рита. Не бывает просто добрых мужиков, уясни уже. Хоть здоровые, хоть больные — в голове всё одно. А у тебя и без этого дел по горло. 

Диляра. Мне Стас предложил с ним пожить, когда меня выселить хотели.

Рита. Вот прыткий заяц! В нужное время в нужном месте! 

Диляра. А мне даже захотелось согласиться. Он тёплый такой. Хорошо мне рядом.

Рита. Я тебя сейчас опять прижму и не отпущу до конца смены.

Диляра. Не надо.

Рита. Ему лет сколько? Пятнадцать? У тебя сын. У тебя прекрасная взрослая жизнь впереди. Соберись.

Диляра. Не хочу взрослую жизнь. Я с детства взрослая. Как мама заболела, и я за ней ухаживала, и папу пьяного из подъезда затаскивала. Можно не надо? Не хочу взрослую.

Рита. А кто хочет? Короче, ты меня поняла. Ну и само собой: надо будет где-то пожить — мои двери всегда для вас с Лёшей открыты.

Диляра. У тебя отец.

Рита. На балкон его выселю, он всё равно не заметит. Уже и меня почти не узнаёт.

Диляра. Сочувствую, Рит.

Рита. Да это просто жизнь. И смерть. Чтоб никаких Стасов, поняла?

 

Диляра кивает. Рита уходит.

Диляра осматривается. Вокруг чисто. Убирать больше нечего. Смотрит на наручные часы. 

Входит Стас. 

 

Стас. Ты как? Собираешься?

Диляра. Да, наверное.

Стас. Пятнадцать минут до конца смены.

Диляра. Да, пора уже. Лёшу надо у подруги забрать. 

 

Стас подходит к ней ближе.

 

Стас. Диляр…

 

Подходит ещё ближе. Рука Диляры лежит на столе. Он кладёт свою руку сверху, Диляра не двигается.

Входит Расул, смотрит на них. 

 

Стас. Хочешь, я тебя провожу? 

 

Диляра встаёт, поднимает лицо, наклоняется к Стасу и касается щекой его щеки.

Расул начинает скулить, воет, переворачивает тележку с мусором. Диляра резко отходит от Стаса. 

 

Диляра. Расул, ты чего? 

 

Стас делает шаг в сторону Расула.

В проёме двери за спиной Расула появляется Начальник. 

Расул облокачивается на стол, напряжённо дышит, выдыхая тяжёлый шумный звук.  

 

Диляра. Расул? Ну ты что, Расул? Что с тобой? 

 

Все — Диляра, Стас и Начальник — двигаются к Расулу. Диляра тянет к Расулу руку. 

 

Диляра. Расул. Миленький.

 

Начальник останавливается в шаге от Расула за его спиной.

 

Начальник. Что это у вас тут?

 

Расул с рычанием переворачивает стол, разворачивается к начальнику, валит его на пол и начинает неумело бить. Начальник закрывается, как может, визжит. Диляра кричит, Стас пытается оттащить Расула, наконец, скидывает его с начальника, кидает на пол на спину, садится сверху и замахивается. 

 

Диляра. Стас, нет! Не надо! Он же больной!

 

Расул замолкает. Стас поднимается с него и отходит. Начальник отползает к стенке и садится. У него разбито лицо, идёт кровь. Рита подходит, видит происходящее, уходит в подсобку, возвращается с полотенцем и протягивает его начальнику. Начальник шмыгает, вытирает лицо, посмеивается. 

 

Начальник. Ты уволен! Чмо ты недоразвитое. Никогда не понимал, зачем тебя наняли и держат здесь. Наконец можно уволить, спасибо.

Расул (себе под нос). Простите меня…

 

Расул начинает ползти на четвереньках в сторону Диляры. Диляра делает шаг назад. 

 

Начальник. Ты уволен! Вали отсюда!


Расул поднимается и быстро уходит.

Стас протягивает начальнику руку.

 

Начальник. Я сам. (Поднимается, опираясь на стену.) Я, собственно, приехал… приехал отпуска подписать… Блин… жесть. (Достаёт из сумки бумаги и ручку, кладёт на стол.) Кровью испачкал… твою мать… Вот тут подпишите.

 

Диляра подходит, подписывает.

 

Начальник. Свободна.

Диляра. Я пойду.

 

Диляра смотрит на Стаса, Стас кивает.

Рита подходит, молча подписывает, уходит. 

 

Начальник. Так, у тебя отпуск через полгода. Вот тут подпись. 

 

Стас подписывает.

 

Начальник. Ну как тебе тут? Смотрю, скучать не приходится.

Стас. Да уж, не заскучаешь.

Начальник (убирая бумаги). Скука, Станислав, она внутри (бьёт себя в солнечное сплетение). Я на яхте ходил. И в Капа… падокии был. И на пик всякий…Талгар... поднимался… А у меня спина больная. А я пошёл и поднялся. И мне было так скучно. А сколько у меня было баб… женщин. Скучно. Потому что скука — внутри она. Знаешь, что не скучно?

Стас. Что?

Начальник. Бухать. Бухать не скучно.  

 

Начальник уходит. 

Стас оглядывается. Вокруг пусто. Верхний свет приглушен. Стас заходит в подсобку, берёт свой рюкзак, выходит с рюкзаком в руках.

Слышно, как на улице начинается дождь. 

 

Стас. Блин, куртка.

 

Ставит рюкзак на ближайший столик, заходит обратно в подсобку.

Снаружи подходит Расул, захлопывает дверь, подпирает ручку стулом. Подумав, для надёжности двигает к двери стол. Стас подходит к двери изнутри, пытается открыть.

 

Стас. Эй, кто там? Я тут! Откройте! Эй! (Колотит в дверь, бьёт плечом.) Эй! У меня рюкзак снаружи! Там мой инсулин! Откройте!

Расул (смотрит на дверь и шёпотом, одними губами, произносит). Сдохни.

 

Расул уходит. Стас продолжает стучать в дверь и кричать.

 

Сцена 3

 

Тот же вечер. Ансар только что закрыл магазин. Стоит на крыльце в платье, не может отдышаться. Глубокий вдох. Долгий выдох.

Прямо через двор. Направо по Абая.

Гром. Смотрит вверх: всё тучами заволокло. Зябко в платье.

Вперёд к перекрёстку мимо торгового центра.

Начинает капать. Одна капля на щёку. Одна — на руку. Стена дождя на голову, плечи, спину.

Бегом Ансар долетает до торгового центра и прячется под крышу главного входа. 

Глубокий вдох. Долгий выдох.

Дверь ТЦ открывается, выходит ночной охранник, достаёт сигарету, прикуривает. 

 

Охранник. Вот так ливануло. Тропики. Потоп.

 

Ансар молчит.

 

Охранник. Такой долго лить будет.

 

Ансар кашляет уже по-настоящему.

 

Охранник. Замёрзла, наверное. Пойдём, чаем напою.

 

Ансар отрицательно качает головой.

 

Охранник. Да пойдём, не стоять же мёрзнуть.

 

Охранник подходит к Ансару, касается талии. Ансар вздрагивает. 

 

Охранник. Идём, идём. 

 

Властно ведёт Ансара внутрь ТЦ, закрывает двери.

 

Охранник. Пошли, дорогая, у меня там чай есть, и кровать есть.

 

Они подходят к кабинету охраны, охранник показывает Ансару жестом садиться. Ансар стоит. 

 

Охранник. Да садись ты уже.

 

Охранник рукой пытается надавить на плечо Ансара, задевает парик. Парик съезжает. Охранник смотрит удивлённо, тянет за волосы, парик остаётся у него в руке. Секунду они смотрят друг другу в глаза. 

 

ОХРАННИК. Ты чё блядь? Ты чё, мужик?

 

Бросает парик на пол. Ансар вскакивает и бежит.

Вдох. Выдох. Вдох Выдох.

Дверь закрыта. По длинному коридору. Вверх по эскалатору. Темно. Спрятаться. Спрятаться. Спрятаться. Встать за колонну. Залезть под стол. Уйти в тёмный угол. Уйти в тёмный угол!

Охранник забегает по эскалатору.

 

Охранник. Пидор, я тебя найду!

 

Пробегает мимо, пропадает в темноте.

Ансар выходит из угла. Звонкий стук невысокий каблуков слишком громко разносится по этажу. Ансар снимает туфли, остаётся босиком. 

Стук. Кто-то стучит.

Совсем тихо из-за стены: «Там есть кто-нибудь?»

Подойти на звук. Отодвинуть стол, отодвинуть стул. Открыть дверь.

Ансар открывает дверь. Стас вываливается наружу, показывает на рюкзак.

 

Стас. Рюкзак. Инсулин.

 

Прыжком к рюкзаку. Открыть молнию, вывалить всё содержимое на пол. 

Стас берёт сам, ставит укол, лежит, смотря в потолок.

Вдалеке слышны шаги охранника. Луч фонаря шарится по темноте.

Ансар затаскивает Стаса обратно в подсобку, запихивает вещи в рюкзак, заходит внутрь и прикрывает дверь, оставив тоненькую щёлочку. Охранник проходит мимо. Ансар садится к стенке. Стас тоже поднимается с пола, садится. 

 

Стас. Спасибо вам.

 

Ансар кивает.

 

Стас. Как вы тут оказались?

 

Ансар пожимает плечами.

Стас присматривается. 

 

Стас. Ты чё, мужик?

 

Ансар сжимается, уменьшается в размере, растворяется.

 

Стас. Эй, эй, попустись. Мне пофиг. 

 

Ансар закрывает лицо. Заплакал бы, если бы умел.

 

Ансар. Если охранник меня найдёт, он меня убьёт, наверное.

Стас. Не найдёт, значит. Пошли, я с ним побазарю, а ты пройдёшь.

 

Уходят.

 

Сцена 4

 

Улица. Дождь закончился. Ансар и Стас сидят на мокрой лавочке, потому что им плевать. Ночной Алматы очень красивый. Звёзды высоко. А внизу всё тонет в неоне, который сейчас в каждой луже, мокрых листьях, редких проезжающих машинах. 

Ансар держит туфли в руках. Стас с вопросом тянет руку. Ансар протягивает ему туфли. Стас переобувается, делает несколько шагов.

 

Стас. Пытка. Как они в этом ходят?

 

Ансар кивает.

Стас отдаёт туфли, садится на лавочку, ставит голые ступни на асфальт.

 

Ансар. Я думал, диабет только у стариков бывает. Приобретённый. У тех, кто много сладкого ест.

Стас. Так многие думают. У меня он с детства. Я бы точно не успел столько съесть. 

Ансар. Это страшно?

Стас. Диабет? Нет.

Ансар. Постоянно думать, что ты можешь умереть.

Стас. А ты не можешь?

Ансар. Я устал.

Стас. Ты транс?

Ансар. Кто?

Стас. Трансгендер. Человек, который родился не в своём теле.

Ансар. Не знаю, кто это.

Стас. Почему ты в платье?

Ансар. Я хотел понять, в чём между нами разница.

Стас. Между кем?

Ансар. Мужчинами и женщинами.

Стас. Понял?

Ансар. Женщины всегда в опасности. (Пауза.) Я хотел понять, почему моя мать сдалась.

Стас. Скучаешь по ней?

Ансар. Она была сукой. Мне кажется, она ненавидела отца. Манипулировала мной. Издевалась над моей женой. (Пауза.) Очень скучаю.


Сцена 5

 

Тот же вечер, позже. Дома у Галии и Ансара. Ансар открывает дверь, заходит в квартиру. В коридоре темно, свет идёт только из комнаты. Ансар ставит туфли, проходит к комнате, встаёт в проёме двери. 

В комнате на кровати сидит Галия. В её руках телефон. Рядом с ней стоит большая дорожная сумка, в ней — вещи, другие вещи разбросаны по комнате. Ящики открыты, шкаф нараспашку. Как если бы она была героиней плохого американского фильма.

 

Галия. Мне Рахимова написала. Рита. Которая тебе деньги вчера заносила. Одноклассница. Попросила прощения за то, что подговорила одноклассников надо мной издеваться. Они порвали мне рюкзак. Потому что она сказала, что я ношу с собой презервативы и уже не девственница. Это была неправда. Но я не хотела, чтобы они смотрели в мой рюкзак.

 

Ансар проходит в комнату, садится с ней рядом.

 

Галия. У неё всего пятнадцать подписчиков. Даже у меня 97, а я почти ни с кем не общаюсь. Смешно, что сейчас у каждой лагманной есть «Инстаграм», у каждой шаурмы на углу. У неё пятнадцать. И у неё рак. Она борется с ним уже много лет. Она пишет об этом в «Инсту», и её почти никто не читает. У неё есть сообщение, которое опубликуется, когда она умрёт. И она его переносит раз за разом, пока может. Она моет столы в торговом центре. Выходит, я победила? (Пауза.) Я пыталась вспомнить себя в школе. О чём я мечтала? Каким я видела своё будущее? Не таким. (Смотрит на Ансара, смеётся.) Точно не таким. Я хотела стать журналисткой и ездить по всему миру. Думала, если стать хотя бы турагентом, буду ближе к поездкам. И нигде не была. Ты где парик потерял?


Ансар пожимает плечами.

 

Галия.  И что ты решил? Ты теперь женщина?

 

Ансар пожимает плечами.

 

Галия. Ты будешь ходить в платье?

Ансар. Оно удобное.

Галия. Ансар, я не хочу детей. Я думала, что хочу. Что тогда моя жизнь будет иметь смысл. Но я… хотела хотеть, что ли. Я хочу путешествовать. Хочу мир увидеть. Каппадокию. И вот я стала собираться. Всё собрала, что нужно. Но только не знаю, что делать с котом и с тобой. Как вас в сумку положить. Ансар, ты поместишься в сумку?

 

Ансар берёт Галию за руку.

Затемнение.

 

Конец

Алёна Бударина

Алёна Бударина — художница, драматург. Авторка поэтического сборника «Прогулка до круглосуточного». Пьеса «Тем летом, о котором вы спрашиваете» поставлена «Мастерской Перформанса» (г. Тольятти, реж. Лариса Живодерова), пьеса «Осторожно, злой собак» отмечена отборщиками фестиваля «Любимовка-2023».

daktil_icon

daktilmailbox@gmail.com

fb_icontg_icon