Юрий Урюпинский

128

30 февраля

Сцена первая

 

По тёмной тюремной камере в нервном нетерпении из угла в угол ходит Заключённый, периодически останавливаясь у двери и пытаясь посмотреть наружу сквозь закрытый глазок. 

 

Заключённый. Ну где они? По моим расчётам, уже примерно полдень. Я спрашивал, во сколько они придут, и мне показалось, что они сказали, что в одиннадцать. (Долго смотрит на свою левую руку, на то место, где обычно носят часы, но часов на руке нет.) Это нарушение всяких прав! Нет, понятно, что, когда столько здесь сидишь, лишний час или два — это не так уж страшно. Но всё равно это какой-то произвол. Хватит уже меня мучить! Отмучился уже, достаточно. Эта духота ещё постоянная… (Трёт себе виски обеими руками.) Так, короче… Надо собраться с мыслями. Если меня кто-то встречает, тогда сразу едем домой. Если нет? Я не знаю, кто-то в курсе вообще или... Никакой информации… Адвокат последний раз вроде говорил, что передаст. Кому он должен был передать? Ничего не помню… Когда это было? Здесь совершенно не понимаешь, как течёт время… Иногда кажется, что месяц длится вечно. Так… Если даже кто-то в курсе, то смогут ли они отвезти меня? Стоп! В каком я вообще городе? Как они меня отвезут? И одежда! Сейчас холодно, мне же выдадут мою одежду? Или они привезут что-то тёплое? А если нет? А адвокат будет встречать? Как это вообще всё происходит? Деньги! У меня же нет денег! Если меня никто не встречает, куда мне? Так, надо успокоиться… (Снова смотрит на свою левую руку, на которой нет часов.) Всё это неважно… Важно только одно — свобода. Наконец-то. Важно именно это, и это самое главное и самое важное, и… (Хватается за сердце.) Аж голова кружится. Воздуха не хватает. (Закрывает глаза.) Ну где же они? А!

 

Слышно, как в двери с громким скрежетом проворачивается ключ. Заключённый открывает глаза. В камеру входит Офицер. Он жестом показывает Заключённому на выход. Заключённый нетерпеливо бросается к двери, но Офицер останавливает его и так же жестом указывает на рюкзак с вещами, лежащий на койке. Заключённый берёт рюкзак и торопливо выходит из камеры.

 

Сцена вторая

 

В светлом помещении за большим столом сидит Заключённый. В руках у него рюкзак с вещами. У двери стоит Офицер.

 

Заключённый (Офицеру). Теперь что? Я должен какие-то бумажки подписать, да? Сколько времени сейчас? (Осматривается по сторонам.) У вас здесь нигде нет часов, что ли? Хорошо, что хоть окна есть. Я заметил, что погода сегодня хорошая. Мороз и солнце, день чудесный, как сказал поэт. Очень яркое солнце. Я бы даже сказал, что слишком яркое. Я немного отвык… Весна в наших краях довольно холодная, особенно начало весны. Кстати… Вы не могли бы напомнить, где я нахожусь? Столько раз перевозили с места на место, что я даже немного… потерялся как будто. Я вижу, что широты северные, но где именно? 

 

Офицер молчит. Заключённый пожимает плечами, оглядывается, теребит в руках свой рюкзак. Открывается дверь, входит Женщина в чёрном. В руках у неё папка, которую она кладёт на стол. Женщина в чёрном садится, открывает папку, перебирает бумаги в ней, достаёт одну и кладёт перед Заключённым.

 

Женщина в чёрном. Ознакомьтесь. 

 

Заключённый берёт бумагу, читает её, переворачивает страницу, потом переворачивает обратно, снова читает, затем отодвигает бумагу в сторону.

 

Заключённый. Я ничего не понимаю. 

Женщина в чёрном. Вас этапируют в другое учреждение. (Протягивает ручку.) Подпишите, пожалуйста.

Заключённый. Но позвольте… Какое ещё другое учреждение?

Женщина в чёрном. Там всё написано.

Заключённый. Я не о том. Меня нельзя переводить ни в какое другое учреждение, потому что сегодня день окончания срока моего заключения. Вы должны отпустить меня на свободу. 

Женщина в чёрном (достаёт из папки ещё одну бумажку). Вот постановление, в котором говорится, что день окончания вашего срока — 1 марта. 

Заключённый. Всё верно. И?

Женщина в чёрном. А сегодня 30 февраля. 

Заключённый (спустя паузу). В каком смысле? Вы шутите? Какое ещё 30 февраля?

Женщина в чёрном. По всей вероятности, до учреждений пенитенциарной системы новости доходят с некоторым опозданием. Не так давно принят закон о внесении изменений в календарь. Вчера, 29 февраля, этот закон вступил в силу. Сегодня по календарю 30 февраля.

Заключённый. Но это какая-то ерунда. Кто вообще придумал такую глупость?

Женщина в чёрном. Будем считать, что я этого не слышала. Одновременно с законом о внесении изменений в календарь приняты соответствующие изменения в Уголовный кодекс. Оспаривание календаря, календарных дат, равно как клевета в отношении календаря или календарных дат, наказываются лишением свободы на срок до трёх лет. Это если не в составе организованной группы. Там санкция посерьёзнее… Подпишите, пожалуйста, документ. 

Заключённый. Но…

Женщина в чёрном. Машина ждёт. Если вы не подпишете, вас всё равно этапируют. Просто мне придётся указать в вашем личном деле, что вы отказались подписать бумагу.

Заключённый. Одну минуту… Хорошо, сейчас меня переведут в другое учреждение. Но завтра-то? Завтра ведь я выйду на свободу?

Женщина в чёрном. Завтра? 31 февраля? Не думаю. Согласно календарю, зима будет долгой. Очень долгой.

Заключённый. Так что же делать? Возможно ли, что всё станет, как было? 1 марта, нормальный календарь?

Женщина в чёрном. И вновь будем считать, что я этого не слышала. Про норму. Норма — это то, что в установленном порядке принято высшим законодательным органом. А по первой части вашего вопроса — всё возможно. Год ведь високосный. А в високосный год всё, всё, всё возможно! 

 

Женщина в чёрном начинает хохотать, всё громче и громче. Офицер у двери тоже громко смеётся. Заключённый зажимает уши руками, закрывает глаза. Гаснет свет.

 

Сцена третья

 

В тёмной тюремной камере над лежащим на полу Заключённым склонился Врач. Рядом стоят Офицер и Женщина в чёрном. Заключённый открывает глаза.

 

Женщина в чёрном (Врачу). Что он? Очухался? (Показывает Врачу какую-то бумагу.) Не уходите, вы нам понадобитесь. (Заключённому) Встать! На выход! (Заключённый с трудом встаёт и, пошатываясь, идёт за лежащим на койке рюкзаком с вещами.) Вещи оставить! 

Заключённый (оставляет рюкзак, возвращается к двери). Мне такое странное привиделось…

Женщина в чёрном. Молчать. Руки назад и на выход. 

 

Все выходят из камеры.

 

Сцена четвёртая

 

Заключённый стоит у стены с завязанными глазами. Женщина в чёрном, Врач и Офицер стоят напротив.

 

Женщина в чёрном (зачитывает по бумажке). Согласно приговору особого совещания от 30 февраля сего года вы приговариваетесь к смертной казни путем расстрела. Приговор вынесен без права обжалования и подлежит немедленному исполнению. 

 

Офицер достаёт пистолет и целится. Врач смотрит на часы. Женщина в чёрном зевает. 

Раздаётся выстрел. Гаснет свет. Слышен звук очереди из выстрелов, как будто стреляют из автомата.

 

Сцена пятая

 

Звук выстрелов сменяется на гулкий стук по тонкому металлу. Это Заключённый в камере колотит кулаками по двери.

 

Заключённый. Уже час дня. Или даже больше. Откройте же! Откройте! Откройте!

 

Слышно, как в двери с громким скрежетом проворачивается ключ. В камеру входят Офицер и Женщина в чёрном.

 

Женщина в чёрном. Ай-яй-яй-яй-яй. Вы себя ведёте просто неприлично. Вместо того чтобы исправиться, вы, напротив, нарушаете все нормы поведения. Вы рискуете попасть в карцер. 

Заключённый. Я уверен, уже час дня. Меня сегодня должны освободить. Выпустите меня! 

Женщина в чёрном. Час дня? Деление суток на часы запрещено законом, вы разве не в курсе? Вас должны освободить не сегодня, а, если мне не изменяет память, 1 марта. И то если на вас не будут наложены дополнительные санкции за нарушение правил распорядка исправительного учреждения. Между тем сегодня ещё только 30 февраля. 

Заключённый. Нет никакого 30 февраля. Не бывает никакого 30 февраля. Выпустите меня сейчас же! Я буду жаловаться!

Женщина в чёрном. Нет никакого 30 февраля? Ну что ж… Тогда мы будем вас лечить. 

 

Женщина в чёрном делает жест Офицеру, тот с размаху бьёт Заключённого в лицо. Заключённый падает. Гаснет свет.

 

Сцена шестая

 

Заключённый лежит в светлом помещении на койке. Его руки зафиксированы ремнями. Над ним стоит Женщина в чёрном. Рядом Врач набирает что-то в шприц. 

 

Женщина в чёрном. Как мы себя чувствуем? (Врачу) Доктор, подождите минутку. У меня к пациенту есть только один вопрос. Больной, скажите, какое сегодня число?

Заключённый. 1 марта! Отпустите меня. Это произвол! (Врач подходит к Заключённому ближе, протирает ему руку спиртом. Заключённый дёргается, пытаясь вырваться, но тщетно.) Доктор, ну хотя бы вы не участвуйте в этом насилии! Это незаконно! 

 

Доктор делает укол в вену.

 

Женщина в чёрном. Запомните, больной: сегодня 30 февраля. 

 

Заключённый какое-то время ещё пытается трепыхаться на своей койке, но вскоре затихает. Гаснет свет. Слышен звон будильника. 

 

Сцена седьмая

 

Тёмная комната. Заключённый вскакивает на кровати, смотрит перед собой непонимающим взглядом. Женщина в чёрном подходит и выключает стоящий на тумбочке у кровати будильник.

 

Женщина в чёрном. Будильник не выключил? Сегодня же суббота. Можешь дальше спать. 

Заключённый. А ты что встала? И одета…

Женщина в чёрном. А я по субботам на спорт хожу, если вдруг ты не заметил.

Заключённый. Столько снов видел, один за другим… Какая-то ерунда с календарём, тюрьма как будто, врачи, расстрел… и ты. Уже не помню суть, но ты у меня в снах всегда какой-то монстр.

Женщина в чёрном (копается в тумбочке). Где мой абонемент? А, вот он. Хоть какая-то польза от этого календаря… (Смеётся.) Абонемент на февраль! Сегодня 30 число — и продлевать не надо. (Берёт рюкзак с вещами). Ты слишком нервный последнее время. Пей витамины. Зима в этом году будет долгой. Очень долгой.

 

Женщина в чёрном уходит. Заключённый подходит к двери и пытается посмотреть наружу сквозь закрытый глазок.

Юрий Урюпинский

Юрий Урюпинский — выпускник магистратуры СПбГАТИ по специальности «Театральная драматургия» (курс Н.С. Скороход/2013), выпускник Высшей школы кинематографического мастерства (курс К.С.Лопушанского/2016), участник и лауреат ряда драматургических и иных творческих конкурсов («Действующие лица», «Ремарка», «ЛитоДрама», «Свободный театр», «Время драмы», «Кульминация» и др.). Автор пьес и сценических текстов, поставленных в ряде российских театров: «Экспериментальная сцена под руководством А.А. Праудина», театр «Балтийский Дом», Санкт-Петербург; театр «Цехъ», Санкт-Петербург, и др.

daktil_icon

daktilmailbox@gmail.com

fb_icontg_icon